История г.Буй
Буй был заложен в 1536 по приказу Елены Глинской, матери Ивана Грозного, как крепость, защищавшая восточные рубежи Московского государства от набегов казанских татар, мордвы и черемисов. Название от русского буй: "открытое высокое место; площадь около церкви с домами для причта; кладбище".
Однако уже через двадцать лет после своей постройки город потерял всякое военное значение - Казань была взята, набеги прекратились. Какой-то важной потребности, кроме почтовой, иметь ещё один город в 40 верстах от древнего Галича не было.
В 1587 в Буй были сосланы князья Василий и Александр Шуйские.
С 1778 - уездный город. В 1796-1802 при Павле I город был заштатным.
За первые три с половиной века число его жителей едва перевалило за 2 тысячи человек. За исключением чиновников и священников, большинство жителей составляли крестьяне, занимавшиеся каким-либо ремесленным промыслом. Ремесло было самым разнообразным: гончарное, скобяное, кожевенное, валяное, шерстяное, столярное, малярное, кузнечное, маслобойное и пр. (всего около 30 наименований по фискальному учёту середины XIX века). Общим признаком был его кустарный характер и низкое качество. Поэтому рынок сбыта был исключительно местным. Даже вывоз продукции в соседние районы считался коммерческой удачей.
Исключением являлась продукция винокуренного завода, предшественника нынешнего химического завода. Почти единственный завод в городе, он силами всего 40 работников производил ежегодно 600 000 литров водки в год (до 50 литров в день на 1 рабочего; между прочим, зарплату они получали натурой - вёдрами водки). Благодаря мягкой болотной воде, продукция завода была очень высокого качества и находила сбыт даже в столицах.
Почти все население уезда проживало тогда в деревнях - раз в 30 больше, чем в городе. Начиная с середины XIX века в уезде, как и в целом по стране, начался быстрый рост численности населения. За 60 лет, с 1858 г. по 1917 г., число жителей уезда выросло с 55 494 чел. до 92 227 чел.
После этого времени численность стала неуклонно падать, а учёт её вестись округлённо, с точностью до тысячи. Теперь в районе живёт только 41 000 жителей. А в сельской местности - всего около 8 800 человек. Плотность сельского населения уезда составлявшая некогда от 16 до 27 чел. на кв. км, сейчас всего 2,7. Ровно в десять раз меньше.
В 1905 г. судьба города круто изменилась. Через него началось строительство железнодорожной ветки из Петербурга и Вологды на Вятку и далее в Сибирь. Одновременно с юга через Данилов подошла железнодорожная ветка от Ярославля. С этого времени Буй, ставший узловой железнодорожной станцией, начал быстро расти. За десятилетие численность выросла более чем вдвое и к 1917 г. уже составила 7 000 человек. Вместе с железной дорогой стала развиваться и промышленность. Прежде всего - лесная, которая стала основной индустрией района.