Простые госзакупки: почему субъекты МСП Костромской области выбирают нерегулируемые закупки 23.10.2019 за 9 месяцев 2019 года в Костромской области совершено 8,5 тысяч сделокМеждународный валютный фонд ухудшил прогноз роста ВВП России в 2019 году до 1,1%. В комментарии эксперты МВФ указывают на необходимость дальнейших структурных реформ в стране, в том числе улучшения процесса проведения госзакупок. Между тем, 24 октября в Совете Федерации планируют начать рассмотрение законопроекта, направленного на дальнейшее регулирование этого рынка.
Система организации госзакупок в России делится на три уровня: федеральный, субъектовый и муниципальный. Два последних доступны малому и среднему бизнесу и за счет этого показывают активный прирост сделок в количественном и денежном выражении. В Костромской области за 9 месяцев этого года совершено 8,5 тысяч сделок на сумму 583,9 млн рублей. Поэтому цифровизация и повышение эффективности этого направления – одна из важнейших тем для федеральных и муниципальных властей.
В течение последних трех лет на субъектовом уровне активно развивается формат электронных магазинов – онлайн-торговых площадок, которые предлагают, как «витрину» (поставщики размещают предложения товаров и услуг, а заказчик выбирает наиболее привлекательное), так и традиционный формат сотрудничества (заказчик формирует извещение, а затем собирает заявки с ценами от поставщиков).
Эффективность этого инструмента подтверждают цифры. В 2018 году общий объем торгов через такие магазины превысил 800 млрд рублей, а количество сделок превысило 20 млн штук. В 2019 году положительная динамика усилилась. Сейчас в среднем ежемесячно через электронные магазины проходит более 200 тысяч закупок на 8 млрд рублей.
Электронные магазины стали основными торговыми площадками для предприятий малого и среднего бизнеса, которые являются ключевыми хозяйствующими субъектами для развития экономики, усиливая ее через инновационную активность. Развитие этого сегмента во многом зависит от мер государственной поддержки, в том числе и через госзакупки, говорят участники рынка, а здоровая конкуренция – важнейшее условие развития и функционирования рыночной экономики любой страны.
"Мы участвуем не только в закупках малого объема, но и в госзакупках. Разница колоссальная: в госзакупках процедура постоянно меняется, иногда просто не успеваем за всеми изменениями, а попасть в РНП совсем не хочется, это парализует всю работу на пару лет. Закупки малого объема проще по процедуре и бесплатные, конечно, поэтому стараемся больше участвовать, чтобы больше выигрывать, ищем тендеры, заключаем контракты", - поясняет один из участников рынка госзакупок.
При этом излишнее административное регулирование без учета накопленного опыта и использования уже эффективно работающих технологий может отбросить регионы на 4-5 лет назад и фактически отправит в корзину позитивные достижения, полученные в этой области за последние годы.
На федеральном уровне с 1 марта 2019 года может работать только одна площадка – единый агрегатор торговли «Березка». Рынок довольно осторожно относится к такому решению. Например, по данным за июль 2019 года объем торгов на «Березке» составил всего 190 млн рублей. Это в 40 раз меньше торгов, проводимых в других электронных магазинах.
К осенней сессии Госдумы может возникнуть прецедент перевода всех закупок малого объема субъектового и муниципального уровня на ЕАТ Березка, то есть всего рынка полностью, и у этого решения есть ряд недостатков:
- игнорирование накопленного опыта в отношении электронных магазинов, которые широко используются в регионах;
- монополизация, следовательно, стагнация рынка ЗМО, уход от конкуренции, которая дает импульс развитию этого сегмента;
- очередное перекраивание сложившейся практики очень ресурсоемко как для заказчиков, так и для поставщиков, большинство из которых – субъекты МСП, сокращение экономического потенциала сегмента на неопределенный срок.
В регионах объясняют скептицизм по отношению к новому оператору желанием сохранить возможность выбора и уже ставшую привычной практику малых закупок. Участники торгов отмечают, нынешняя модель размещения закупок малого объема зарекомендовала себя с лучшей стороны и вряд ли стоит ее менять. Хотя интеграции могут быть неплохим дополнительным решением.
Читайте также:Бюджет Костромы на 2013-й год принят Бюджет Костромы принят. Обследование моста через Волгу в Костроме - 2016 в Костроме полным ходом идет обследование автомобильного моста через Волгу "Глонасс" в Костромской области Система "Глонасс" объединяет российские регионы. Рост цент в Костроме - 2019 в Костромастате представили данные по росту цен в Костроме и в Костромской области к списку новостей |