Кострома, Дворянское собрание

Дворянское собрание.

5 февраля 1837 г. трехэтажный дом мещан Дурыгиных был куплен за 87 тыс. рублей костромским дворянством для приспособления его под «Благородное дворянское собрание». Первоначально дворянство намеревалось возвести новый дом на Всехсвятской по проекту Л.И.Фурсова. Однако в 1836 г. стройку дворяне признали слишком дорогостоящей и сочли за благо ограничиться приобретением уже существующего дома и переделкой его. Так как «бывшим здешним архитектором Фурсовым ничего не сделано», ведение работ возложили «ва вновь прибывшего губернского архитектора Праве».
Магнус (Максим Максимович) Праве (1796 - 4 декабря 1838) после окончания в 1816 г. Академии художеств служил архитектором в Туле, Петрозаводске, Новгороде и Орле. а в 1836 г. получил назначение в Кострому. Он составил «белый план и смету на перестройку» бывшего дома Дурыгиных. Было признано, что Праве «лучше всякого другого может привести в исполнение им составленный и г.г. уездными предводителями дворянства одобренный план соответственно цели и назначению самого здания по желанию дворянства с соблюдением, впрочем, наружного фасада», и тот в июне 1838 г. принял на себя обязанности строителя здания. Непосредственно же работы вел крепостной крестьянин из села Федорове Костромского уезда И.И.Сметанин.
Во время работ дом подвергся реконструкции: был пристроен зал, растесаные окна, устроен парадный подъезд — в результате здание приобрело четкую планировку и прекрасно решенные интерьеры.
Снаружи обращает на себя внимание изящный тонкий рисунок лепных розеток и вставок различной формы на восточном и южном фасадах. Однако наиболее примечателен интерьер здания. Невысокий вестибюль, разделенный тремя арками, выводит к чугунной трехмаршевой лестнице, изготовленной на ярославском чугунолитейном заводе Турчанинова, а детали перил из золоченой бронзы — на ярославском заводе Сазонова. Ажурная лестница нарядна и благородна по рисунку. Торец верхнего марша, оформленный как обильно декорированный лепной архитрав, поддерживается коринфскими колоннами. Лестница выходит на галерею, тоже огражденную чугунными перилами, и из нее в гостиную, по обеим сторонам которой расположены два зала.
Главный, или Белый, зал (его стены облицованы белым искусственным мрамором) — двусветный, стены его оформлены двумя ярусами коринфских полуколонн с красиво прорисованными капителями. В торце зала в первом ярусе имеется ниша — экседра, над нею размещены хоры, открытые в зал аркадой с короткими колонками. В глухую продольную стену вставлены зеркала, что создает иллюзию увеличения размеров помещения.
Малый, или Золотой, зал более наряден, а лепные детали карниза и капители колонн и пилястр позолочены. Колонны коринфского ордера делят его на три части. Первоначально зал был обит шелковым штофом красного цвета.
Интерьер здания прямо отвечал его назначению. В нем каждые три года дворяне Костромской губернии собирались для обсуждения своих сословных дел, избирали губернского предводителя дворянства и прочих должностных лиц. Число съезжавшихся в собрание часто превышало тысячу человек, причем после завершения выборов давался большой бал. Перед дворянством выступали с концертами выдающиеся музыканты-виртуозы, например, костромички-пианистки, ученицы Мендельсона сестры Вера (1833—1858) и Наталья (1834—1856) Погожевы. В 1856 г. в зале собрания костромичи чествовали своих земляков, героев Севастопольской обороны М.А. и П.А.Перелешиных. Здесь бывали П.А.Катенин и Г.И.Невельской, А.Ф.Писемский и А.А.Потехин, Ф.В.Чижов и В.ФЛугинин, флотоводцы Бутаковы и металлурги Поленовы и т. д. Костромское дворянство прослыло довольно либеральным — после 1905 г, оно приняло в свой состав дворян-депутатов I Государственной думы, исключенных из дворянских организаций тех губерний, где они проживали, за подписание антиправительственного Выборгского воззвания.



 
Партнеры:
[an error occurred while processing this directive]