Кострома, Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь расположен на стрелке между Волгой и рекой Костромой. В широком разливе вод поэтически величаво рисуется живописная панорама монастыря с его зубчатыми каменными стенами и башнями, золочеными куполами, в обрамлении пышной зелени крон стен создает суровый образ крепости, возвращая нас к событиям далекого прошлого.
Возникновение и развитие древнерусских монастырей - явление в известной мере типическое. Истинный повод основания обители нередко остается скрытым за дымкой красивой легенды, но с момента возникновения монастыря его жизнь становится неотъемлемой от жизни местного края и его истории. Экономическую основу монастыря составляли земельные и денежные вклады владетельных феодалов, от них зависело благосостояние монастыря как хозяйственной единицы. В близлежащих селах возникали и налаживались ремесла, плотницкое, кирпичное и каменное дело. Монополия церкви в области духовной деятельности превращала в дальнейшем монастыри в своеобразные скриптории и книжные хранилища. Нередко здесь создавались иконописные мастерские.
При известной общности картины развития монастырей каждый из них имеет собственную историческую судьбу, свой складывавшийся столетиями индивидуальный внешний облик.
Два важных фактора имели существенное значение для основания около семисот лет назад Ипатьевский монастыря и для его последующего развития : местоположение при впадении реки Костромы в Волгу на важной торговой магистрали и покровительство , оказываемое монастырю костромскими вотчинниками, родоначальниками фамилии Годуновых, а впоследствии - Романовых.
Верхнее Поволжье с XI века входит в состав древнерусского государства. С XIII века, в годы татаро-монгольского нашествия, Волга становится открытой дорогой для вторжения вражеских орд. Ипатьевский монастырь с момента возникновения как бы принимал на себя роль крепости, по преданию, уже в древности его окружали дубовые стены.
Во второй половние XVI века к Московскому государству присоединяются Казань и Астрахань, расширяются его границы, и одновременно укрепляются я старые волжские города. В это время Ипатьевский монастырь был обнесен каменными стенами. На средства бояр Годуновых из камня возводится ряд монастырских зданий.
С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. В 1613 году здесь, в Троицком соборе, был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова; монастырь занял особое положение как "колыбель дома Романовых". На ремонт и застройку монастыря выделяются значительные средства, работы выполняются московскими и местными мастерами. Костромские каменщики пользуются признанием как искусные зодчие и привлекаются к строительным работам в других городах России, в том числе и в Москве.
Костромская иконопись в XVII столетии достигла выдающихся успехов. Троицкий собор Ипатьевского монастыря, украшенный стенописью костромскими иконописцами во главе с Гурием Никитиным, - шедевр монументально-декоративного искусства XVII века.
В монастырской ризнице издавна хранилось немало рукописных книг, высокохудожественных произведений иконописи и прикладного искусства (предметы золотой и серебряной чеканки, резьба по камню, шитье).
В древних рукописях и документах монастыря содержаться материалы первостепенной важности для воссоздания его истории. Монастырская библиотека сохранила ценнейший памятник письменности, один из древнейших летописных сводов - Ипатьевскую летопись. Сейчас она находится в Библиотеке Академии наук России в Петербурге.
В 1910 - 1913 годах, по случаю празднования трехсотлетия дом Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены значительные по объему реставрационные работы.
После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид.
Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Сюда перенесли из районов Костромской области наиболее ценные памятники жилой и культовой архитектуры : Церковь из села Спас-Вежи (1713) и из села Холм (1564), так называемый "дом Ершова" (середина XIX в.) и многие другие.
В заповедник входят также расположенная поблизости церковь Иоанна Богослова (1687) обветшавшей деревянной, сооруженной по случаю победы костромичей над татарским отрядом.

 
Партнеры:
[an error occurred while processing this directive]