Регион44.ру - информационно-развлекательный сайт Костромы, который поможет вам найти для себя ответы на многие интересующие вас вопросы, связанные с городом Кострома. На сайте представлена подробная информация о Костроме.
Существует несколько версий названия города, породившее много гипотез у историков. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово «кострум» - «крепость» (когда-то здесь жили финно-угорские племена). Другие считают иначе.
Так как лесное Заволжье было краем болот и дремучих лесов, где цивилизация развивалась медленно и дольше сохранялись обычаи глухой старины, то само название города, происходит, по-видимому, от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы. Костромой называли соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели при этом специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества, но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века "яриловками", а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.
Первое летописное сведение о Костроме относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III "Большое гнездо". В том году ростовский князь Константин сжег принадлежавшую его брату, владимирскому князю Юрию - Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов. В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома, вновь была сожжена, но уже войсками Батыя, разорившим все волжские города до Галича. Очевидно, после 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона Федора Стратилата, имя которого он носил в крещении.
В 1246 году Кострому отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича - Василию. Василий Ярославич прожил недолго и умер в 37 лет в 1276 году, но его короткое правление явилось одной из ярких страниц в истории Костромы. В 1271 году Василий стал великим князем владимирским - главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав ее тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор. С именем этого князя связано "явление" одного из древнейших памятников русской живописи - иконы Богоматери Федоровской, сохранившейся до наших дней.
В 1272 году неподалеку от Костромы, около современного села Некрасова, произошла битва с монголо-татарским войском, закончившаяся победой русских воинов, сражавшихся под предводительством Василия Ярославовича. В память об этой победе костромичей над врагами была поставлена в начале XVIII века на берегу озера у села Некрасова каменная часовня, увенчанная шатровым покрытием и в двадцатых годах XVIII века расписанная внутри фресками, часть из которых посвящена победе костромского войска в битве 1272 года.
После смерти Василия Ярославича Кострома вновь стала глухим городом. В 1330-1340 годах она была прикуплена Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества.
Местоположение Костромы на левом берегу Волги сказывалось на ее развитии. Город находился в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву. Но в местоположении Костромы были и свои преимущества: она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов монголо - татар и соперников в борьбе за великое княжение. В XIV веке происходит постепенное разрастание города за счет переселенцев, бежавших из Смоленского, Тверского и Рязанского княжеств от усобиц князей и монголо - татарских набегов. С XIV века правил Костромой воевода, назначаемый московским князем. В 1380 году костромичи под предводительством своего воеводы Ивана Родионовича Квашни храбро сражались на Куликовом поле.
Уже в начале XV века Кострома была довольно крупным городом с большим числом жителей. О размерах города дает представление сообщение от 1413 года, где говорится, что во время пожара в Костроме сгорело 30 церквей. После этого пожара город был отстроен заново, но несколько изменилась его топография в связи с перенесением кремля на высокий берег Волги, на то место, где теперь находится городской парк культуры и отдыха.
После избрания царя Михаила члены царской семьи стали почитать Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней и, вступая на престол, считали своим долгом посетить Кострому. Каждое такое посещение привносило нечто новое в жизнь и облик города. Например, в 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением ладьи "Тверь", на которой она прибыла в Кострому. В начале своего недолгого царствования, в 1797 году, в Костроме побывал Павел I, который пожаловал городу новый герб с чрезвычайно сложной символикой, где были и золотой крест, и серебряный полумесяц. С приездом в 1858 году Александра II была связана переделка так называемых "палат бояр Романовых" в Ипатьевском монастыре - стилизация под архитектуру XVII века, выполненная по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера.
С двадцатых годов XVII века начался новый этап в развитии города. Экономическому росту Костромы содействовало процветание соседнего Ярославля, ставшего уже с XVI века перекрестным пунктом торговых путей из Архангельска в Москву и по Волге от Ярославля до Астрахани и Каспийского моря, откуда начинался торговый путь связывающий Западную Европу с Персией и другими странами Востока. Кострома была первым городом вниз по Волге от Ярославля, здесь стали селиться не только русские, но и иностранные торговцы. Часть центральной площади стали занимать главные торговые ряды — Красные ряды (Гостиный двор) и Большие мучные ряды, построенные в конце XVIII века по проекту архитектора К. Клера. Тогда же в Костроме появляются - мясные, мучные, соляные, калашные, иконные, железные, шубные торговые ряды. Появляются новые слободы - Кузнецкая, Ямская, Рыбная, Кирпичная, названия которых сохранились до наших дней в наименованиях улиц. Из костромских промыслов особенно славились мыловаренный, полотняный и кожевенный. Развитие экономики благотворно отразилось на развитии города, превратив его в один из центров русской культуры.
В 1619 году началось строительство нового города, большего, нежели была Кострома до нашествия отряда поляков Лисовского. Новый город был укреплен рвами и обнесен деревянной стеной с двадцатью тремя башнями и шестью воротами. Внутри города стояли церкви Никольская, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Рождества Иоанна Предтечи, Николая и семи отроков эфесских. Здесь же находились таможенная изба, гостиный двор с 4 амбарами, земская изба. На торговой площади были ряды 21 названия, имевшие 494 лавки и 248 амбаров.
В 1650 году в Костроме было уже 2086 дворов. Во второй половине XVII века в городе проживали 600 ремесленников и числилось тридцать дворов иностранных людей - торговцев. За границу вывозилось костромское белое мыло, которое, по отзывам иностранных торговых агентов тех лет, "никакая нация не может дать за лучшую цену". По всей стране расходились костромские весы, замки, холсты. Расцветали художественные ремесла и промыслы. По переписным книгам Костромы XVII века в городе было более семидесяти иконописцев, большинство из которых постоянно вызывались "на государевы работы" в Москву и другие города России. По всей Руси славились артели костромских каменщиков, строивших церкви в Москве, селах и монастырях Подмосковья, в Рязани и Переславле. Одним их традиционных товаров городской торговли была "олифа костромского варенья", которая покупалась в Оружейную палату у костромского посадского человека Пешки Турбина. Во второй половине XVII века в Костроме появились гончарные мастерские, в которых делали изразцы для украшения домовых печей и наружных стен церквей. Богатели и ширились городские посады, среди которых особенно процветал посад Большие Соли, где жили поколения резчиков по дереву и каменщиков. В волжских селах Красное, Сидоровское, Сунгурово, а также в самой Костроме развивались ювелирные промыслы. (В селе Красном этот промысел существовал уже с XIV века.)
Но и во второй половине XVII века развитие Костромы неоднократно прерывалось эпидемиями и пожарами. В 1645 году пожар уничтожил почти весь город, а начавшаяся вскоре моровая язва погубила две трети костромского населения. В 1672 году новый грандиозный пожар выжег почти весь город.
Однако экономическое развитие города уже нельзя было остановить. На месте сожженного города возникал больший. По статистическим данным 1702 года, Кострома была по количеству населения пятым городом в России после Москвы. Развитие и застройка Костромы продолжались в течение всего XVII века - в этот период сформировался стиль города.
На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом. Здесь в середине XVIII века была построена первая полотняная фабрика купцов Угличаниновых на пятьсот станков, а уже в 1790-х годах действовало пять суконных фабрик, совладельцем одной из них впоследствии стал П. М. Третьяков. К концу XVIII века Кострома занимала первое место в России по производству тканей. В городе работали восемнадцать кирпичных заводов, колокололитейный завод купца Синцова и основанный около 1781 года изразцовый завод. В конце XVIII века в Костроме открылась первая типография.
Последняя треть XVIII века - время крупных градостроительных мероприятий, обусловленных появлением губернских учреждений. В Петербурге была создана комиссия, которая первоначально занималась планировкой Петербурга и Москвы, затем стала разрабатывать генеральные планы для всех губернских городов. В работе этого учреждения принимали участие крупнейшие архитекторы того времени.
В 1773 году в Костроме произошел грандиозный пожар, в ходе которого сгорела и была опустошена большая часть города. Сгорели почти все деревянные постройки города, девять приходских церквей. Этот пожар стал поводом для разработки нового плана Костромы, представленного в январе 1776 года, в проекте местного воеводы Ивашникова. Он имел четко выраженный центр, от которого в радиальном направлении отходили основные улицы. Проект комиссия одобрила, внеся в него некоторые поправки. Несколько десятилетий потребовалось для его осуществления. Однако работа над созданием генерального плана Костромы не окончилась. А уже в 1778г. Кострома стала столицей губернии.
Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. И в новом плане архитектурно-планировочная идея раскрытия города к Волге воплотилась в виде геометрически правильной, веерообразной уличной сети. Главная ее ось - Павловская улица - проходила перпендикулярно набережной Волги. От полукруглой в плане Екатерининской площади расходились семь радиальных улиц - Царская, Богоявленская, Еленинская, Павловская, Марьинская, Никольская и Русина. Параллельно набережной Волги проходила Московская, или Мшанская улица, продолжением ее служила Дебринская. На их пересечении с основными магистралями предусматривались маленькие площади. При осуществлении генерального плана были уточнены очертания площадей, кварталов, центральная площадь из полукруглой превратилась в многогранную, а Сенная площадь получила прямоугольную форму. Площади, возникшие при пересечении радиальных улиц со вторым и третьим полукольцами, были упразднены, намечены дополнительные проезды.
Эстетические воззрения зодчих, определенные стилем классицизма, требовали, чтобы план города был геометрически правильным, симметричным, с четко выраженным центром, прямыми широкими улицами, красивыми площадями, со строгим соблюдением красной линии застройки и регламентированной высотой зданий. Планировка Костромы - один из лучших примеров русского градостроительного искусства, решавшего проблему архитектурной организации города. Создаваемый на протяжении полувека градостроительный ансамбль русского классицизма хорошо увязан с древними памятниками города.
После пожара сохранились только каменные здания в Ипатьевском и Богоявленском монастырях, Троицкий собор и церковь Воскресения на Дебре. По новому генеральному плану Кремль решено было не восстанавливать, а часть кремлевской территории отвести под бульвары. На этих же землях было построено здание Богоявленского собора с четырех ярусной колокольней, завершенной шпилем. Колокольня долгое время служила доминантой при дальнейшей застройке, господствуя в силуэте города (разобрана в 1933 году). Автором проекта этих сооружений был Степан Воротилов (1741-1799), талантливый местный архитектор.
Если в XVII веке костромские строители приглашались в столицу и другие города, то теперь в Кострому приезжают архитекторы из Петербурга. Зодчие Н. И. Метлин, П. И. Фурсов, М. М. Праве, получившие образование в петербургской Академии художеств, последовательно формировали облик города.
Частые пожары заставили построить в центре пожарную каланчу — выдающийся памятник русского провинциального зодчества эпохи классицизма. Рядом — здание гауптвахты. Оба здания построены в 1823—1827 годах по проекту П. И. Фурсова. На центральную площадь города (ныне площадь Революции) выходит здание Присутственных мест (1806—1808 гг., архитектор А. Д. Захаров), дом генерала С. С. Борщова, участника Отечественной войны 1812 года (1819—1824 гг.).
Сегодня Кострома - областной центр. Здесь развита лесообрабатывающая и металлургическая промышленности, а также производство льняных изделий. В городе имеется университет, высшее военное училище, сельскохозяйственная академия, технологический институт, духовная школа. В Костроме работают текстильные и машиностроительные предприятия, заводы, выпускающие радиоэлектронику, медицинское оборудование, деревообрабатывающие и ткацкие станки и многое другое. Кострома по сей день сохраняет очарование русского купеческого города, хранит свой неповторимый и своеобразный облик.
Современная Кострома – административный, культурный и промышленный центр Костромской области. Население его составляет около 300 тысяч человек.
В 2002 году город отмечал свое 850-летие.
Ключевые слова: новости в Костроме, Кострома и костромская область, Костромской регион